Fats Waller

Биографии - F
Ответить
Аватара пользователя
gruz62
Администратор
Сообщения: 8023
Зарегистрирован: 18 фев 2016, 12:32
Откуда: Москва
мар 2016 03 16:34

Fats Waller

Сообщение gruz62

#1

Изображение

Фэтс Уоллер (Fats Waller), 21 мая 1904 г., Нью-Йорк, Нью-Йорк, США - 15 декабря 1943 г., Канзас-Сити, Канзас, США. Американский композитор, пианист-виртуоз, игравший в особой манере - страйд, и вообще поющий эстрадный артистОтец Томаса был священником баптистской церкви и надеялся, что сын тоже наденет облачение, но Томас выбрал музыку. Еще мальчиком он завоевал первое место на любительском конкурсе пианистов.
В церкви отца на органе он украдкой играл в джазовой манере, за что его неоднократно наказывали. В шестнадцатилетнем возрасте после окончания школы он получил работу органиста в гарлемском театре, а по ночам играл на фортепьяно в ночных клубах. Он играл по восемь-десять часов в сутки. Существуют записи джазовой музыки на органе в его исполнении. С 20 лет начались его поездки по стране: он играл в кинотеатрах, в различных джазовых коллективах, он аккомпанировал знаменитым джазовым певцам.

Энди Рэзэф, познакомившись с Томасом Уоллером, сразу же распознал его талант и подружился с ним. По воспоминаням Джин Хэтсон (жены Рэзэфа), они стали замечательной командой. Энди очень серьезно относился к работе, он не позволял Томасу опаздывать, а Фэтс просто наслаждался музыкой.

Во времена "сухого" закона (20-30-е годы) джазовые музыканты после закрытия ресторанов и клубов собирались в частных домах и играли до утра. В то время популярной стала игра на фортепьяно в стиле страйд. У Фэтса Уоллера был очень широкий размах левой кисти, его исполнение джазовых мелодий в таком стиле признавалось джазовыми музыкантами эталонным.

Несколько раз Томас Уоллер был с концертами в Европе - выступал в Париже, Лондоне, Глазго, в городах Швеции и Норвегии. Он много ездил и по своей стране, он словно жил в поезде, часто в буквальном смысле, потому что в южных штатах, где он выступал с концертами, нередко не было отелей для черных. На юге он не любил выступать. Он жил в быстром темпе, в поезде и завершилась его жизнь.

Что касается песенки "Ain't Misbehavin'", она впервые появилась в шоу "Hot Chocolates" ("Горячие шоколадки"), поставленном в кабаре "Connie's Inn" в Гарлеме.
Для этой постановки Уоллер и Рэзэф написали четыре песни: "Black and Blue", "Ain't Misbehavin'", "That Rhythm Man", "Sweet Sawannah Sue". Зрелище имело шумный успех, и хозяева кабаре решили превратить его в большой музыкальный спектакль и поставить на Бродвее.
В качестве одного из исполнителей был введен Луи Армстронг, недавно приехавший в Нью-Йорк. История этой постановки подробно описана в его биографии (Джеймс Коллиер. "Луи Армстронг. Американский гений.", Москва, Прессверк, 2001).
К рассказанному там можно добавить, что одним из спонсоров спектакля был известный гангстер "Голландец" Шульц. Этот персонаж весьма живописно выведен в картине Фрэнсиса Копполы "Коттон-Клуб". Заказчик хотел видеть на сцене фривольную комедию о любовных похождениях черных красоток. Но Рэзэф и Уоллер сумели в песне "Black and Blue" коснуться и серьезных проблем.
Шульц был вынужден с этим смириться, поскольку спектакль имел большой успех (см. American History In Song. Lyrics From 1900 to 1945. D.Holloway, B.Cheney. Authors Choice Press. San Jose - New York - Lincoln - Shanghai, 2001). Видимо, проблемы взаимоотношений искусства с властью всегда приблизительно одни и те же, будь то Госкино, Главлит или Голландец Шульц.
Роль Армстронга в спектакле вначале была весьма скромной: он пел "Ain't Misbehavin'", сидя в оркестровой яме, в перерыве между двумя актами. Но его успех у зрителей был столь велик, что ему предоставили право петь со сцены. Исполнение этой вещи считается поворотным пунктом в его карьере. А с Томасом Уоллером его связывала настоящая дружба. В память о своем друге Луи Армстронг вместе со своими музыкантами в 1955 году записал на фирме "Columbia" диск "Satch Plays Fats".

Музыка всегда занимала главное место в жизни Томаса Уоллера. Он сам был прекрасным артистом - как поющий пианист. "Ain't Misbehavin'" в его исполнении звучит в документальном фильме о его жизни, показанном в свое время по REN TV. Эта вещь Энди Рэзэфа и Томаса Уоллера (в соавторстве с Гарри Бруксом) была в репертуаре многих известных джазовых вокалистов, но в Интернете существует и замечательная авторская запись - Fats Waller And His Rhythm (запись находится на сайте Red Hot Jazz, формат Real Audio).
На Бродвее почти 50 лет спустя после рождения этой песни был поставлен ретро-мюзикл "Ain't Misbehavin'" на музыку Уоллера. Эта постановка получила приз "Tony Award" как лучший мюзикл 1978 года.

Перевод и комментарии - Г.Винокурова, Г.Вайнштейн, 2000 год.
Новая редакция - 2002 год.

Теги:
Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить

Вернуться в «Джаз - F»