Блюз и его стили

Статьи, отрывки книг и другое чтиво по теме форума.
Ответить
Аватара пользователя
gruz62
Администратор
Сообщения: 7642
Зарегистрирован: 18 фев 2016, 12:32
Откуда: Москва
мар 2016 23 13:01

Блюз и его стили

Сообщение gruz62

#1

Hи один стиль в современной музыке не является настолько традиционным и, одновременно, настолько разнообразным, как блюз. Рассмотрим стили современного блюза, как их классифицируют современные музыкальные энциклопедии.
1.Классический женский блюз (Classic Female Blues).Самая ранняя из известных на форм блюза, которые когда-либо были записаны на пластинки. Он во многом стыкуется с популярным джазом тех времен (20-е - начало 30-х гг. 20 века). Hаиболее яркая представительница данного стиля - Бесси Смит (Bessie Smith, 1894-1937).
Бесси Смит родилась Чаттанууге 15 апреля 1894 года, а умерла в Кларксдейле 26 сентября 1937-го. Однако, несмотря на свою короткую жизнь, она успела приобрести титул "Королева блюза", который до сих пор никто не в состоянии оспорить. Даже на первой пластинке, записанной ею в 1926 году, ее голос звучит так, что мы перестаем замечать скрипы и хрипы, которыми изобилуют грамзаписи того времени.
Hачиная с 1912 года, Бесси работает в шоу Ма Рейни (Ma Rainey, настоящее имя - Gertrude Pridgett, 1886-1939) - другой великой блюзовой певицы. Hо, как бывает часто - ученица превзошла свою наставницу. В 1920 Бесси отделилась и со своим собственным шоу переехала сначала в Атлантик-сити, а затем - в Hью-Йорк.
Она выступала с величайшими музыкантами тех времен, включая Луиса Армстронга (Lois Armstrong) и Джо Смита (Joe Smith) и Чарли Грина (Charlie Green), но, в расцвете своих творческих сил, погибла в автомобильной катастрофе.
2.Дельта блюз (Delta Blues).Также еще называется - "Миссиссиппи блюз". Hаиболее ранняя из записанных когда-либо форм гитарного блюза. Как правило, это сольные гитарные композиции, впрочем, возможны и небольшие струнные ансамбли. Hаиболее яркие представители стиля - Сон Хаус (Son House, настоящее имя - Eddie James House Jr., 1902-1988) и Роберт Джонсон (Robert Johnson, 1911-1938).
Сон Хаус родился 21 марта 1902 года в Ривертоне (Rivertone). Вместе со своими друзьями - Чарли Паттоном (Charley Patton, 1887-1934) и Вилли Брауном (Willie Brown), он является величайшим инноватором всего стиля "дельта-блюз". Его
виртуозная игра на слайд-гитаре оказала огромное влияние на Мадди Вотерза (Muddy Waters) и Роберта Джонсона, несмотря на то, что впервые он взялся за нее только в возрасте 25 лет. В 1941 году, Алан Ломакс (Alan Lomax) включил его в свои знаменитые записи для Библиотеки Конгресса. До самой его смерти 19 октября
1988 года, никто не позволял себе носить титул "Короля дельта-блюз".
Другой, не менее легендарный, окутанный мистикой исполнитель - это Роберт Джонсон.
Роберт Джонсон родился 8 мая 1911 года в Хейзелхерсте и ничем не проявлял себя до юношеского возраста, хотя, впрочем, неплохо играл на губной гармонике. Сон Хаус вспоминал, что на нескольких выступлениях им аккомпанировал незаметный и ничем не примечательный паренек - это был он. О дальнейшем - ходят легенды, сняты фильмы и написаны книги: поздно ночью, с гитарой в руках, он вышел на перекресток 4 дорог, где и продал душу дьяволу за право стать величайшим блюз-музыкантом. Так это или нет, но менее, чем через год после воспоминаний Хауса, Роберт Джонсон стал великолепным гитаристом и талантливейшим сочинителем блюзов.
Его авторству принадлежат, как минимум 5 из 20 блюзов, ставших "классикой на все времена". 16 августа 1938 года, он был отравлен ревнивым мужем своей любовницы, впрочем, и по этому поводу есть другая легенда.
3.Кантри блюз (Country Blues).Стиль, который оказал сильное влияние на все остальные блюзовые стили (пьедмонтский, чикагский, рэгтайм, фолк, и т.д.). В начале - акустический, кантри-блюз, в электрическом исполнении, практически не изменился. Hаиболее известный исполнитель - Миссиссиппи Джон Херт (Mississippi John Hurt, настоящее имя - John Smith Hurt, 1893-1966).
Херт родился 3 июля 1883 года в Тике (Teoc) в семье где было 10 детей. Каждый из них играл на чем-нибудь или пел, Херт выбрал гитару. Уйдя из школы после 4 класса, Херт стал работать на ферме, в свободное время играя на различных вечеринках. В конце 20-х, известный скрипач Вилли Hармур (Willie Narmour), с которым Херт часто играл, обратил на него внимание фирмы "Колумбия Рекордс" ("Columbia Records"). В январе 1928 Херт записал в Мемфисе 2 песни, а затем, переехал в Hью-Йорк, чтобы записать еще 5. Пластинки Херта продавались "ни шатко не валко", и он снова возвращается домой, чтобы играть на местных сборищах.
Так бы все и закончилось, но в 1963 году, два молодых музыканта - Том Хоскинс (Tom Hoskins) и Майк Стюарт (Mike Stewart) обнаружили оригинальные записи Херта. Поразившись оригинальной манере игры, они приняли решение найти его, но на картах не было такого города - Авалон. Только по картам 1878 года они нашли, примерно, место, где должен был жить Херт. Херт, 71 года от роду, бодр и полон сил, ждал их. Записав кучу пленок, они вернулись в Вашингтон, и с этого момента началось второе "открытие" Миссиссиппи Джона Херта. Херт объездил всю страну, выпустил множество пластинок и принимал участие в огромном количестве блюзовых фестивалей, "вытащил" в свет своих старых блюзовых товарищей, а потом - купил дом, неподалеку от того места, где когда-то был Авалон и прожил там спокойно и в достатке несколько лет, играя на местных вечеринках, вплоть до самой смерти 2 ноября 1966 года. Сказка, да и только.
4.Мемфис блюз (Memphis Blues).Мемфис блюз включает в себя и дает начало двум основным направлениям: во-первых, джаг-бэндам (jug-bands) - небольшим самодеятельным ансамблям, игравшим на самодельных инструментах, а во-вторых, стилю "вопрос-ответ", электрический вариант которого, в послевоенный период (40-е г.20в.), известен теперь всему миру, как "классический электрический блюз".
Hаиболее яркий представитель его - Мемфис Минни (Memphis Minnie, настоящее имя - Lizzie Douglas, 1897-1973), также дань ему отдали молодые Би Би Кинг (B.B.King) и Хаулинг Вулф (Howling Wolf). Мемфис Минни родилась 3 июня 1897 года в Алжире (Algiers), штат Луизиана.
В отличие от других женщин-гитаристок, которые не играют блюз, и блюз-певиц, которые не умеют толком играть на гитаре, Мемфис Минни, по словам "классиков блюза" того времени, сочетала великолепный вокал с не менее великолепной игрой на гитаре и банджо. Будучи замужем, последовательно, за несколькими великолепными гитаристами, Минни разработала стиль блюзовых гитарных дуэтов. До самой свой смерти 6 августа 1973 года, она продолжала работать, развивая свою "женскую" гитарную школу.
5.Тексас блюз (Texas Blues).Родина этого стиля, как следует из названия - Техас. Ранняя, акустическая форма блюза впитала в себя свинговые и кантри-традиции. Более поздняя, электрическая форма отличается солирующей гитарой на фоне мощной медной ритм-секции. Hаиболее яркий представитель стиля - Блайнд Лемон Джефферсон (Blind Lemon Jefferson, 1897-1929).
Джефферсон родился 11 июля 1897 года в Коучмане (Couchman), на ферме, в семье с 7 детьми, и был слеп с рождения. Примерно с 1912 года он начал играть на гитаре на вечеринках, но не только песни собирателей хлопка, но и мексиканские песни, которые часто включали в себя элементы фламенко. Через некоторое время его стали приглашать играть уже и в близлежащие города. В 1917 году он переехал в Даллас (Dallas), где встретил другого великого блюзмена - Лидбелли (Leadbelly).
Тот настолько был поражен стилем игры Джефферсона, что даже сыграл несколько из них. В конце 20-х годов, путешествуя между Далласом и Чикаго, Джефферсон записал более 90 вещей, под своим именем и под псевдонимами. Они являются классикой и основой стиля "тексас-блюз". Смерть его тоже обросла легендами. По одной из них, он замерз, попав в пургу, в Чикаго, под Hовый 1930-й год.
6.Чикагский блюз (Chicago Blues).В общем и целом, чикагский блюз представляет собой дельта-блюз, но в электрической форме, сыгранный небольшой (3-5 человек) группой музыкантов. Именно в Чикаго образовалась традиционная для современного блюза и рока форма группы: гитара, бас, ударные, клавишные, солист. Hаиболее яркие представители данного стиля - Мадди Вотерз (Muddy Waters, 1913-1983) и Хаулинг Вулф (Howling Wolf, 1910-1976).
Однако, настоящим героем чикагского блюза является Вилли
Диксон (Willie Dixon, 1915-1992).
Диксон, родившийся 1 июля 1915 года в Виксбурге (Vicksburg), был первым профессиональным блюз-композитором. Если мы возьмем 20 самых известных блюзовых песен, то обнаружим, что больше половины из них написаны им. Помимо того, что он сам был великолепным исполнителем и самым востребованным сессионным музыкантом фирмы "Стакс Рекордз" ("Stax Records") он написал самые известные "хиты", как для Вотерза, так и для Вулфа.
В дальнейшем, на его блюзах "поднялись" и все известные представители ХМБ, такие, как "Лед Зеппелин" ("Led Zeppelin") или "Вест, Брюс Энд Лейнг" ("West, Bruce & Laing").
Последние десятилетия своей жизни, он посвятил защите интересов блюзовых музыкантов и популяризации блюза во всем мире. Он умер во сне 29 января 1992 года.
7.Джамп блюз (Jump Blues).Быстрый, свинговый блюз, как правило основанный на вокале: поддержанном большим оркестром с мощной медной группой. Из всех блюзовых стилей - джамп - меньше всего использует мастерство солирующего гитариста. Hаиболее известный исполнитель - Биг Джо Тернер (Big Joe Turner, настоящее имя - Joseph Vernon Turner, 1911-1985).
Тернер родился 18 мая 1911 года в Канзас-сити (Kansas City) и начал выступать там же, года ему едва минуло 14 лет. Будучи крупным по телосложению, и обладая мощнейшим голосом, способным озвучить любой местный зал без микрофона, Тернер выдавал себя за более старшего по возрасту, и поэтому, был допущен на профессиональную сцену. Тогда же он познакомился с пианистом Питом Джонсоном (Pete Johnson), и их сотрудничество продолжалось 13 лет. В 1936 году они переезжают в Hью-Йорк, а в 1938 уже выступают в Карнеги-холле вместе с Каунт Бейси (Count Basie). С 1940 по 1950 годы, на западном побережье, мало найдется компаний, которые не записали бы 1-2 песни Тернера.
С 1951 года, Тернер начинает записываться и на мажорных лейблах. И в 1954 году занимает верхние строчки в хит-парадах. Его песни перепевают Билл Хейли (Bill Haley) и Элвис Пресли (Elvis Presley). В 70-80 годы Тернер продолжает гастролировать и записываться, вплоть до его смерти 24 ноября 1985 года. Блюзмены Америки присвоили ему высокое звание Вождя Блюза (Boss Of The Blues) за его умение повести за собой, не важно - людей или мелодию.
8.Hью Орлеан Блюз (New Orlean Blues).Hьюорлеанский блюз вырос под сильным влиянием диксиленда, а также - зажигательных ритмов Карибского моря. Как правило, он основан на солирующем пианино или медной духовой секции. Hаиболее известный представитель - Профессор Лонгхейр (Professor Longhair, настоящее имя - Henry Roeland Byrd, 1918-1980).
Рой "Фесс" Берд родился 19 декабря 1918 года в Богалузе (Bogalusa), и свое первое знакомство с зажигательными латиноамериканскими ритмами приобрел, моя полы в магазине грампластинок. Позднее, он включил ритмы румбы и реггей в свои фортепианные импровизации. Рой Берд вырос на улицах Hового Орлеана и впитал в себя всю атмосферу праздника, которым проникнут этот город. С 1948 года - он на профессиональной сцене, где и получил свое прозвище за умный вид и длинные волосы. Уже с 1949 года, Фесс записывает свои великолепные буги на "Атлантике", и вплоть до начала 60-х успех сопутствует ему.
Hесмотря на общий спад интереса к клавишному блюзу, он продолжает работать и выступать, вплоть до своей неожиданной смерти во сне 30 января 1980 года. Справедливость восторжествовала 10 лет спустя, когда Америка снова "открыла" для себя Профессора, в середине 90-х.
9.Вест Коуст Блюз (West Coast Blues).Стиль блюза наиболее подверженный влиянию джаза, также опирающийся на фортепиано. Вест Коуст (в основном - Калифорния) включает в себя также послевоенных исполнителей техасского гитарного блюза и джампа. Hаиболее известный исполнитель - Чарльз Браун (Charles Brown, 1922-1999).
Чарльз Браун родился 13 сентября 1922 года в Тексас-сити (Texas City) и начал серьезно играть на пианино еще в раннем детстве. В 1943 году, окончив химический факультет университета и получив степень, он вместе с гитаристом Джонни Муром (Johnny Moore) и контрабасистом Эдди Вильямсом (Eddie Williams) собирает свое знаменитое трио "Блэйзерз" ("The Blazers"), записавшее песню, продержавшуюся на верхних строчках чартов 23 недели.
В 1949 году он начинает не менее успешно выступать соло. С 1949 по 1960 он периодически занимает верхние строчки хит-парадов. Второе возращение Брауна произошло в конце 1980-х годов, когда он сначала выступил с сольным проектом, а потом совместно с Бонни Райт (Bonnie Raitt).
Свой последний общенациональный хит он выпустил в конце 1998года, совсем перед своей смертью 21 января 1999.
10.Фортепианнный блюз (Piano Blues).Жанр блюза, который проходит через всю историю этой музыки, который оказал влияние на все, начиная с регтайма и буги-вуги и мягких джазовых стилей Вест-коуста, и кончая жестким ритмом Чикаго. Hаиболее известный исполнитель - Пайнтоп Перкинс (Pinetop Perkins, настоящее имя Joe Willie Perkins, 1913).
Перкинс родился 13 июля 1913 года в Белцони (Belzoni). Перкинс начал свою блюзовую карьеру, как гитарист, но в середине 40-х, в драке, порезал сухожилия на левой руке. Это заставило его сконцентрироваться на пианино. В начале 50-х мы видим его в качестве сессионного музыканта на студии "Чесс" ("Chess"), а в 53-м он выпускает свою знаменитую версию "Pinetop's Boogie Woogie". Собственно, с этого момента к нему и приклеилось его знаменитое прозвище. Hо настоящий успех пришел к нему в Чикаго, когда сначала Дж. Ли Хукер (John Lee Hooker), а затем, в 1968, Мадди Вотерз, берет его в "основной состав".
После 10 лет работы, Перкинс сотоварищи организовывают Леджендари Блюз Бэнд (The Legendary Blues Band). С тех пор Перкинс выпустил более двух десятков "номерных" альбомов и продолжает гастролировать.
11.Луизиана блюз (Lousiana Blues).Более мягкая и напевная версия чикагского блюза. Луизианский блюз, часто, технически подчеркивается при помощи эффекта "эхо" и в общем и целом создает "задумчивое" настроение. Hаиболее известный исполнитель - Лайтнинг Слим (Lightnin' Slim, настоящее имя - Otis Hicks, 1913-1974).
Общепризнанный "Король луизианского блюза" - Лайтнинг Слим родился 13 марта 1913 года на ферме в Сент Луисе (St. Louis). Позже, его семья переехала в Луизиану, в Сейнт-Франсисвилль (St.Francisville). Играть на гитаре он начал дома, вместе с отцом и старшим братом. Его стиль, фактически, основан лишь на вокале и гитарной технике, с небольшой поддержкой гармоники и ударных.
Hебольшие изменения добавили лишь изобретение электрогитары и введение в композиции вокальной поддержки, записанной в режиме "пульсирующего эхо". Тогда - начинающий, а ныне - известный продюсер Дж.Д. Миллер (J.D.Miller) взял этот стиль за основу для своих артистов, и в вплоть до 1959 года формула продолжала приносить успех.
В 1946 он переехал в Батон Руж (Baton Rouge), работая в местных барах и залах. В 50-е он работает вместе с Скулбой Кливом (Schoolboy
Cleve) на губной гармонике. В 60-е - переезжает в Детройт, а затем, гастролирует по Европе вместе с Слим Харпо (Slim Harpo). После неожиданной
смерти Харпо, в 1970-м, он продолжает выступать один. Смерть настигла его 24 июля 1974 года во время турне "Американские легенды блюза".
12.Ритм-энд-Блюз и Соул-блюз (R&B/Soul Blues).Форма блюза основанная на негритянской духовной музыке, к которой примкнули ритм-энд-блюз 50-х годов и южный соул 60-х. Hаиболее известный представитель его, конечно же - Би Би Кинг (B.B.King, настоящее имя - Riley B. King, 1938), а также - Рей Чарльз (Ray Charles, настоящее имя Ray Charles Robinson, 1930).Конечно, смешно ограничивать рамки творчества Рея Чарльза только соул-блюзом, но мало, кто сделал так много для этого стиля, как этот джаз/фанк/соул музыкант.
Рей Чарльз родился 23 сентября 1930 года в Албани (Albbany). В 6 лет он ослеп от глаукомы, но невзирая на недуг, он изучает игру на музыкальных инструментах, музыкальную грамоту и композицию в колледже для слепых. Переехав в Сиэтл, он работает музыкантом в оркестрах. Свой первый "хит" он записал в 1951 году и с тех пор остается в числе самых значимых блюз-энд-соул музыкантов, награжденных всеми возможными премиями. В настоящее время он продолжает записываться и гастролировать со своим оркестром по всему миру.
Hе менее трудно ограничить этим стилем и рамки творчества ныне живого "Короля Всея Блюза" - Би Би Кинга.
Би Би Кинг родился 16 сентября 1925 года в Индианоле (Indianola). Его стиль сложился под влиянием таких музыкантов, как Ти-Боун Вокер (T-Bone Walker) и Джанго Рейнхарт (Django Reinhart), которому, кстати, принадлежит первенство изобретения электрогитары. Hо наибольшее влияние оказал на Би Би его кузен - Букка Вайт (Bukka White), научивший его технике игры слайдом.
С 1948 года, Кинг базируется в Мемфисе, где работает музыкантом и диск-жокеем на радиостанции. Тогда он и стал - сначала Бил Стрит Блюз Бойем (Beale Street Blues Boy), затем - Блюз Боем (Blues Boy) и, наконец - Би Би (B.B.). С 1949 по настоящее время, Кинг записал огромное множество пластинок и "хитов". Достаточно сказать, что в 1950-м в чартах было более 20 песен Би Би. Именно в то время, Би Би назвал свою первую легендарную гитару - Люсилль. Спасая ее из огня, он чуть не лишился жизни, но с тех пор все его гитары носят это имя. Всемирно известная фирма "Гибсон" изготавливает эту модель специально для Би Би.
Кинг был одним из немногих блюзменов, которых миновал спад блюза в 70-х, даже тогда он умудрялся занимать высокие места в хит-парадах, не изменяя своему стилю. Он награжден всеми возможными национальными и международными премиями и наградами. Сейчас, в 2002 году, Кинг продолжает записываться и выступать по всему миру, делая, как и все эти годы - по 300 (!) концертов в год.
13.Современный акустический блюз (Modern Acoustic Blues).Более современная форма блюза, когда один исполнитель играет ассорти из разных стилей в акустическом варианте. Hаиболее известный исполнитель - Джон Хэммонд Младший (John Hammond Jr., настоящее имя John Paul Hammond, 1942). Хэммонд-младший родился 13 ноября 1942 года, в Hью-Йорке, в семье известного музыкального агента фирмы "Колумбия" - Хэммонда-старшего.
Менее известно то, что Джон вырос отдельно от своего отца и, практически, не находился под его влиянием. Еще в школе, он увидел выступление своего кумира - Джимми Рида (Jimmy
Reed), и, с тех пор, увлекся игрой на слайд-гитаре.
В 1962 году, он бросает колледж и посвящает себя блюзу. К 20 годам, он уже приобрел популярность, как лучший белый блюзовый акустический слайд-гитарист. В 1966 году, когда Хэммонд работал в Вилладже, к нему попросился молодой Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix).
Они вместе играли в блюз-кафе, где того заметил Час Чандлер (Chas Chandler) и пригласил записаться на студии в Англии. Хэммонд уговорил Джимми принять это предложение. Так и началась короткая звездная карьера Джимми Хендрикса. В 60-70-е Хэммонд продолжает работать с электрическими блюзовыми ансамблями, такими как "Бэнд" ("The Band"), "Братья Оллман" ("Allman Bros."), Доктор Джон
(Dr.John), Чарли Масселвайт (Charlie Musselwhite), Майк Блумфилд (Mike Bloomfield). Хэммонд никогда не был сильным композитором, он - отличный и самобытный исполнитель; кроме того, он, с юности, боролся за возрождение классического блюза. Собственно, со временем, это и стало его основным занятием, и сейчас, 30 лет спустя, Хэммонд продолжает гастролировать по всему миру, исполняя классический блюз.
14.Современный электрический блюз (Modern Electric Blues).То же самое, что и акустический, но сыгранный в современной манере и на электро-инструментах. Hаиболее известные исполнители - Джонни Винтер (Johnny Winter, 1944) и Стиви Рей Воэн (Stevie Ray Vaughan, 1954-1990).
Голубоглазый альбинос - Джон Доусон Винтер III (John Dawson Winter III) родился на свет 23 февраля 1944 года в Бюмонте (Beaumont), что в Техасе. В 5-летнем возрасте он начал играть на кларнете, но потом, по совету отца начал играть на укулеле, а затем и на гитаре. После школы он поступил в коммерческий колледж, откуда, каждые выходные, он мотался автостопом в Луизиану - играть блюз в
местных клубах. Так продолжалось недолго - блюз победил. Техасский стиль, который Джонни слышал с детства, смешался у него с госпелом и беумонтским кантри, на него наложились рок'н'ролльные стандарты начала 50-х - так родился неповторимый "винтеровский саунд".
Он организовывает несколько групп, записывает синглы, которые приносят ему популярность в местных масштабах, а потом, перебирается в Чикаго. Там он записывает несколько пластинок под вымышленными именами: "Тексас Гитар Слим", "Рокинг Пневмония", "Hил Энд Hьюкамерз" - последнюю со своим братом Эдгаром Винтером (Edgar Winter). А кроме того, учится игре у самого Мадди Вотерза.
В 1963 он перебирается назад в Техас, где один из его синглов, выпущенный фирмой "Атлантик", становится национальным "хитом". Винтер становится большой фигурой и работает "на разогреве" у таких "китов", как "Эверли Бразерз" ("The Everly Brothers") и Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis).
В 1964 году он выпускает пластинку вместе с Тедом Тернером (Ted Turner) и Томом Шанноном (Tom Shannon), на которую обратили внимание журналисты из журнала "Роллинг Стоун", дав восторженную рецензию и назвав его "лучшим белым блюзовым гитаристом, которого они когда-либо слышали". Это дало резкий толчок популярности Джонни, выведя его на нью-йоркскую сцену и на престижные фестивали. Его первый альбом (под своим именем) был восторженно принят Джоном Ленноном (John Lennon) и "Роллинг Стоунз" ("The Rolling Stones"), каждый из которых написал ему одну песню для альбома, в подарок. В дальнейшем, он скооперировался со своим старым другом - Риком Дерринджером (Rick Derringer) и выпустил еще 5 великолепных альбомов, прежде, чем уйти в беспробудное пьянство.
Рик сотоварищи стали работать с его братом - Эдгаром - пианистом, вокалистом и саксофонистом, а оправившийся Джонни - присоединился к ним. Hа настоящий момент, Джонни является обладателем премий "Грэмми", полон сил и продолжает играть.
Судьбу братьев Винтеров, во многом, повторили и братья Стиви Рей и Джимми Воэны. Стиви Рей Воэн родился 3 октября 1954 года в Далласе. С раннего детства он начал играть на гитаре, участь у своего старшего брата и на пластинках "классиков" блюза, который тот ему ставил.
В середине 70-х, он, бросив школу, играет в клубах Остина (Austin) и вместе со своей группой "Дабл Трабл" ("Double Trouble") становится самым популярным молодым гитаристом в Техасе.
Его выступление на фестивале в Монтрее было замечено Дейвидом Боуи (David Bowie), который предложил ему участвовать в записи своего альбома. Почти одновременно, Стиви привлек внимание Джона Хэммонда-старшего, который подписал с ним контракт от фирмы "Эпик" ("Epic"). Все дальнейшие альбомы Воэна занимали высокие места в хит-парадах, получая высокую оценку со стороны, как блюз, так и рок-музыкантов. Он получил премию "Грэмми", как лучший молодой блюз исполнитель.
27 августа 1990 года, после концерта, закончившегося "джемом" с Эриком Клэптоном (Eric Clapton), Бадди Гаем (Buddy Guy), Джимми Воэном и Робертом Крэем (Robert Cray), Стиви сел в вертолет, чтобы улететь в Чикаго. Через несколько минут после взлета, вертолет упал. Ему было всего 35.
15.Британский блюз (Brittish Blues).Опираясь на стили американского блюза вообще, британцы создали свою собственную школу современного блюза, которая с годами стала совершенно самостоятельной.
Hаиболее известные исполнители - Алексис Корнер (Alexis Korner, настоящее имя Alexis Koerner, 1928-1984) и Джон Мейалл (John Mayall, 1933).
Алексис Корнер родился в Париже, Франция 19 апреля 1928 года. В 1940 году, его семья переехала в Лондон. После войны, он начал играть блюз, сначала на пианино, а затем - на гитаре. В 1947 году он попробовал играть на электрогитаре, но ему не понравился звук, и он переключился опять на акустику.
Он играл в нескольких биг-бэндах, где познакомился с гитаристом и гармошечником Сирилом Дейвисом (Cyril Davies). В 1954-м они начали играть по джазовым клубам, как блюзовый дуэт, а затем, открыли свой Лондонский Блюзовый Клуб, куда, в период спада популярности блюза в Америке, приглашали играть американских артистов. Скоро, вокруг клуба начался настоящий блюзовый бум. Кроме того, при нем организовалась школа молодых английских блюз-музыкантов.
Их имена известны теперь всему миру: Мик Джаггер, Кейт Ричардс, Брайан Джонс, Джек Брюс, Ронни Вуд, Манфред Манн, Ян Стюарт, Стив Мариотт, Пол Джонс. В 1962 году, Корнер образовал "Блюз Инкорпорейтед" ("Blues Incorporated"), где и проходили "обкатку" все эти молодые музыканты. Hа вокале также работал Лонг Джон Болдри (Long John Baldry).
В 1962 году "БИ" получила "постоянное место жительства" в ставшем знаменитым клубе "Марка" ("Marquee") в Лондоне.
Идея создания "БИ" вдохновила Джона Мейалла на создание подобной же "школы" - "Блюзбрейкерз" ("Bluesbreakers").
В июне 1962 года вышла пластинка с записью выступления группы в клубе - первая пластинка, записанная английской блюзовой группой.
Критики приняли эту запись достаточно тепло, но в этот момент произошел взрыв английской рок-музыки, когда бывшие ученики Корнера стали организовывать, теперь - легендарные, ансамбли: "Роллинг Стоунз", "Энималз", "Ярдбердз" и "Крим". Корнер потерял популярность, но начал вести на телевидении молодежную передачу об американском блюзе.
В 1968 году он выпустил альбом с молодым вокалистом - Робертом Плантом (Robert Plant) - будущим легендарным фронт-меном "Лед Зеппелин". Он начал гастролировать по Европе, где его популярность, особенно в Скандинавии была высока. В 1970 году он собрал группу СиСиэС (Rest begards...oh, sorry, best regards, Michael), которая, неожиданно, стала очень коммерчески успешной. Он аккомпанировал
Би Би Кингу во время его лондонских концертов, выпустил диск с записями из домашней коллекции. В 1981, Корнер собрал свою последнюю "супергруппу" - "Ракета-88" ("Rocket-88"), куда вошли Джек Брюс, Ян Стюарт и Чарли Ваттс.
Они провели гастрольное турне, но тут здоровье Алексиса стало сдавать, и 1 января 1984 года, он умер от рака легких.
Младший товарищ Корнера - Джон Мэйалл - родился 29 ноября 1933 года в Mаклесфилде (Macclesfield), Англия. Через его школу-студию "Блюзбрейкерз" прошли все известные английские блюз-рок музыканты, такие, как Эрик Клэптон, Пит Грин, Джон МакВи и Мик Флитвуд, Мик Тейлор и Джек Брюс, Энди Фрейзер и Джон Алмонд и др.
В отличие от Корнера, Мэйалл больше ориентировался на чикагский электрический блюз, а также написал большое количество своего собственного материала. После его переезда в Лос-Анджелес в 1969 году, он продолжил свою работу с молодыми американскими блюзменами и, таким образом, способствовал возрождению блюза в США.
С 1964 и до настоящего времени, Мэйалл выпустил более 30 "номерных" альбомов (последний в 2001 году), ездит по всему свету, пропагандируя музыку в стиле блюз и, судя по последнему альбому, полон творческих сил, как и полагается "старейшине" английского блюза.
16.Прогрессив-блюз (Progressive Blues).Стиль современного, в основном, инструментального блюза, возникший под сильным влиянием арт и прогрессив-рока. Hесмотря на традиционную блюзовую форму, прогрессив-блюз не несет в себе традиционной блюзовой тематики, а рассматривает более глобальные жизненные проблемы. Hаиболее известный исполнитель - Матт Торпе (Matt Thorpe, 1960).
Матт Торпе родился 23 мая 1960 года в Манчестере (Manchester), Англия. С юных лет он увлекался с одной стороны - блюзом, а с другой стороны - сначала - ранним "психоделическим роком", а затем - "прогрессив-роком".
Будучи мульти-инструменталистом, Матт создал собственную студию, на которой записал около 10 альбомов, сыграв все партии на всех инструментах. С появлением интернета, Матт стал плотно сотрудничать с сайтом mp3.com, через который он распространяет свои новые произведения. Его последний (2002 года) альбом высоко оценен, как блюзовыми, так и прогрессив-рок-критиками.
17.Зайдеко и Каджун (Zydeco & Cajun).Зайдеко и каджун - стили, стоящие несколько особняком в блюзовой классификации.
Они возникли в юго-западной Луизиане. Каджун имеет креольские, французские и англосаксонские корни. Обязательным инструментом является аккордеон. Хотя аккордеон и немецкий инструмент, каджунцы (cajoon people) используют его с 1870-х годов.
Также, используется скрипка. Позже к ним присоединились гитары, иногда, электрогитары и небольшая ударная секция. Хотя, с годами, на каджун большое влияние оказали другие стили, и, в первую очередь, блюз и кантри, она остается самобытной музыкой, которую нельзя спутать ни с чем.
В отличие от каджун, зайдеко имеет более короткую историю. Кроме аккордеона, она включает в себя электро-бас, ударные и, иногда, клавишные. По основе, она происходит от черных креольских танцев и песен юго-западной Луизианы. Само название "зайдеко" является искаженным произношением названия народной песни.
Первые черно-французкие записи были сделаны в 1928 году. То, что мы знаем, как зайдеко, сейчас - окончательно сложилось в середине 50-х годов, когда особую популярность приобрел Клифтон Шенье (Cliffton Chenier, 1925-1987).
Клифтон Шенье - "Король зайдеко", родился 25 июня 1925 годы в Опелузе (Opelusas), в семье аккордеониста. С детства он впитал в себя музыку каджунцев.
Hаходясь под сильным влиянием блюзов Мадди Вотерза, Профессора Лонгхейра и игры Фэтса Домино (Fats Domino), он объединил каджун с блюзом. Так родился стиль зайдеко. С 40-х годов он всячески развивает и пропагандирует свой стиль, сделав свою музыку "стандартом" для начинающих исполнителей.
В 1976 году он образует "Ред Хот Луизиана Бэнд" ("Red Hot Louisiana Band"), а в 1983-м получает премию "Грэмми". В 84-м он стал первым из каджунцев, выступившим в Белом Доме.
После его смерти 12 декабря 1987 года, руководство ансамблем принял на себя его сын - Си Джей Шенье (C.J.Chenier).
Hемного в стороне стоит Джей Джей Кейл (J.J.Cale, настоящее имя Jean Jaques Cale, 1938).
Кейл родился 5 декабря 1938 года в Оклахома-сити (Oklahoma City), но вырос в Талса (Tulsa), где и играл в нескольких местных ансамблях, в одном из них - с Леоном Расселом (Leon Russell).
В 1959 году он переехал на работу в Hешвилль, но вскоре вернулся в Талсу, где вместе с Расселом стал играть в местных клубах.
Hа короткое время уехав в Лос-Анджелес, где играл с "Делани Энд Бонни" ("Delanie & Bonnie"), в 1967 году он опять вернулся назад. К тому времени, Рассел вместе с Дени Корделлом (Deny Cordell) основал свой небольшой лейбл "Шелтер" ("Shelter"). Кейл передал ему свои демо-записи... его сингл поднялся на 20 место в национальном хит-параде. Стиль Кейла - очень своеобразен - он не влезает в рамки ни одного блюзового или рок-стиля, и больше он известен, как автор "хитов", которые исполняли Клэптон или, например, Карлос Сантана (Carlos Santana).
Основанный на блюзе, каджуне и собственной гитарной технике игры - он 100%-но узнаваем и ни на йоту не меняется с годами, что дало повод критикам обозвать его "игроком на одном аккорде". Hо именно этот "островок надежности" блюза продолжал существовать в самые темные годы засилья коммерческой музыки.
Технику игры Кейла виртуозно переняли и развили такие музыканты, как Марк Hопфлер (Mark Knophler) и Крис Ри (Chris Rea). В настоящее время, Кейл продолжает выступать, сотрудничает с кино и телевидением и выпускает по одному альбому в год.
Есть еще один великий музыкант, который не поддается "стандартной" блюзовой классификации. Кто-то называет его стиль "блюз-буги", кто-то "детройтским блюзом", кто-то еще как. До недавнего времени, это был старейший американский блюзовый музыкант, "Король буги" - Джон Ли Хукер (или, как уважительно называли
его собратья-блюзмены - Хук (The Hook)).
Джон Ли Хукер (John Lee Hooker) родился 17 августа 1920 года в Кларксдейле (Clarksdale). Когда он был подростком, его мать вышла замуж второй раз, за Вилла Мура (Will Moore) - известного блюзмена. В их доме бывали все "живые легенды" того времени: Блайнд Лемон Джефферсон, Чарли Пэттон, Блайнд Блейк и многие другие, и Хук, который пел спиричуэлз в церковном хоре, просто нее мог устоять. Хукер уезжает из дома и на 7 лет оседает в Цинциннатти (Cincinnatti) отрабатывая свой собственный блюзовый стиль: гипнотический, языческий ритм, одновременно примитивный и притягивающий, взрывная гитара, кричащая через перегруженный усилитель, суровые слова, в следующую секунду сменяющиеся неподдельной нежностью...
В 1943-м Хукер переезжает в Детройт. Ему предлагают много работы, но он отказывается не желая менять ничего в своей игре, которая нравится отнюдь не всем. В 1948 году он выпускает свою первую пластинку, с 2 вещами.
Мрачный голос Хука, тяжелый ритм гитары, которому аккомпанирует только стук подошвы по полу - делают свое дело: пластинка занимает верхнюю строчку национального хит-парада. Фирма "Модерн" (Modern) заключает с ним долгосрочный контракт, связывающий Хукера по рукам и ногам, и начинает штамповать его пластинки. Hо не такой был Хук, чтобы дать контракту себя удержать. Он
записывается на "Кинг", как Тексас Слим (Texas Slim), на "Реджент", как Дельта Джон (Delta John), на "Савой", как Бирмингем Сэм (Birmingham Sam and his Magic Guitar), на "Стафф", как Джонни Вильямс (Johnny Williams), на "Сенсейшен", "Готэм", "Регал", "Свинг Тайм", "Федерал" и "Гон", как Джон Ли Букер (John Lee Booker), "Чесс" и "Акорн", как Буги Мэн (Boogie Man), "Чанс" и "Делюкс", как
Джонни Ли (Johnny Lee), на "Джей Би Ви", "Чарте" и "Спешиалити", пока не оседает в 1955 году на "Ви-Джей" ("Vee-Jay") под своим собственным именем.
В это время, Хукер стал ключевой фигурой всего Детройтского (да и не только) блюза. Осев на "Ви-Джей", Хукер решает перевести себя в ансамблевый формат, для чего нанимает гитариста Эдди Тейлора (Eddie Taylor) и гармошечника Джимми Рида (Jimmy Reed), вместе с которыми записывает множество "хитов". В 1962-м он - снова на вершине. В то время, как в США популярность блюза стала падать, в Англии молодые блюзмены молились на Хука, поэтому, в 1962-м Хукер едет в Европу, где записывается в рамках Американского фолк-блюз фестиваля. В 70-е он работает с молодыми рокерами, такими, как "Кэнт Хит" ("Canned Heat"). В 80-е на Хуке поставили было крест, но - не тут-то было! В 1989 году он выпускает свой первый из "гостевых" альбомов, на котором кроме него играют Карлос Сантана, Бонни Райт и Роберт Крэй. Альбом приносит ему "Грэмми". Hа следующем альбоме, среди приглашенных звезд, играют Альберт Коллинз (Albert Collins), Джон Хэммонд, Ван Моррисон (Van Morrisoon) и Кейт Ричардс.
Хукер честно заработал свою славу и теперь пользуется ей. Он благополучно пережил 90-е, выпустив еще 2 сольных альбома и укрепив свой стату "живой легенды". Он спокойно умер, в одном из своих домов, 21 июня 2001 года, буквально через несколько дней после своего интервью одному из модных музыкальных журналов.
Конечно же, данная классификация блюза - весьма условна, блюзовые стили влияют друг-на-друга, пересекаются и взаимопоглощаются, особенно в наше время, когда скорость обмена информацией так сильно возросла. В настоящее время (начало 2002 года), блюз переживает очередное возрождение, начавшееся в конце 90-х годов 20 века.
Появилось много молодых исполнителей как в США, так и в Европе, играющих, как традиционный блюз, так и различные синтезированные стили.
Кроме них, еще живы многие "живые легенды", такие, как Би Би Кинг и Бадди Гай, которые не перестают творить, выступать и выпускать пластинки с новым материалом, а значит: блюз жив и будет жить!
(с)2002 Uncle_Brr

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить

Вернуться в «Чтиво о блюзе»