Фортепиано в блюзе

Статьи, отрывки книг и другое чтиво по теме форума.
Ответить
Аватара пользователя
gruz62
Администратор
Сообщения: 7642
Зарегистрирован: 18 фев 2016, 12:32
Откуда: Москва
мар 2016 23 13:12

Фортепиано в блюзе

Сообщение gruz62

#1

В истории блюза фортепиано не занимает такой же значительной роли, как, например, гитара или гармоника, виртуозных исполнителей на которых за последние десятилетия существования блюза было больше, чем пианистов. Тем не менее, несмотря на истерические прогнозы некоторых музыковедов о том, что фортепиано в скором времени будет вытеснено синтезатором, богатые музыкальные возможности этого инструмента гарантируют ему место в блюзовом комбо. Многие певцы и авторы блюзов также были хорошими пианистами, а блюзовое фортепиано играло немаловажную роль в джазе, роке, музыке соул и других стилях.Фортепиано как блюзовый инструмент ведет свою историю с конца 19 - начала 20 века. Тогда блюзовые музыканты, в том числе пианисты, играли в кабаках, известных как "barrelhouses", в которых проводили свой досуг негры, работавшие на лесозаготовках и строительстве железных дорог. Это были заведения, отличавшиеся беспорядками и грубыми нравами. Чтобы удовлетворять их буйной атмосфере и быть слышимыми в толпе посетителей, пианисты вырабатывали агрессивную, ритмичную манеру игры, что привело к возникновению фортепианного стиля буги-вуги. Не случайно стиль первых прославившихся исполнителей блюза на фортепиано, а также буги-вуги еще именуют термином "barrelhouse".

Можно сказать, что блюзовые пианисты тех незапамятных лет находились в невыгодном положении по сравнению с исполнителями на гитаре или губной гармошке, которые могли легко носить свои инструменты с собой, выступая во многих местах. Однако, с другой стороны, в большинстве увеселительных заведений тех времен, как правило, имелось фортепиано.

Нет сомнения в том, что на заре звукозаписи исполнители блюза на фортепиано записывались гораздо меньше, чем блюзовые гитаристы. Блюзовые музыковеды справедливо сожалеют о потере важных глав в его истории из-за предпочтений фирм, записывавших блюз в 20-е и 30-е годы, в которые не входило фортепиано. Многие талантливые пианисты почти либо вообще не записывались. Однако некоторым повезло больше, и их записи стали выходить вскоре после того, как блюз впервые появился на пластинках. Это такие замечательные пианисты, как Cow Cow Davenport, Roosevelt Sykes и Clarence "Pinetop" Smith. Считается, что запись последнего "Pinetop's Boogie Woogie", вышедшая в 1929 году, дала название новому фортепианному стилю.

Для буги-вуги характерны структура 12-тактового блюзового квадрата и повторяющиеся рифы в левой руке, в то время как правая играет мелодию и импровизирует. Буги-вуги быстро стали популярны не только в рамках блюза, но и поп-музыки в целом. Миллионы людей не знают, кто такой Robert Johnson, но имеют представление или хотя бы слышали о буги-вуги. Басовые ходы буги-вуги стали использоваться в джазе 30-40-х годов, джамп-блюзе 40-х и рок-н-ролле 50-х.

Однако, записи пианистов-исполнителей блюза периода 30-х годов далеко не всегда демонстрируют их фортепианное мастерство. Спрос на фортепиано в блюзе сдвигается в сторону аккомпанирующих функций инструмента. Пианисты Leroy Carr, Walter Davis, Roosevelt Sykes, чья популярность пережила годы Депрессии, были известны тогда в первую очередь как певцы и авторы песен, их игра на фортепиано была второстепенна. Если пианисты, обитавшие на лесозаготовках, аккомпанировали танцующим рабочим и поэтому должны были демонстрировать все свое владение инструментом, их городские коллеги 30-х годов могли иметь успех в первую очередь как певцы и сочинители песен. Фортепианный блюз покинул рабочие лагеря и прописался в цивилизованной городской среде.

Перенос акцента на лирическое содержание песни означал то, что пианистам оставалось мало пространства, чтобы показать свое мастерство. Именно поэтому, например, Davis or Peetie Wheatstraw могли использовать одно и то же вступление в разных композициях. На блюзовых записях 30-х фортепиано звучало уже более спокойно и размеренно, и хотя несколько проектов на фирмах Bluebird, Decca и ARC зафиксировали особенности игры провинциальных пианистов, в т.ч. оригинальную техасскую школу, большинство исполнителей поставляли такие города, как Чикаго и Сент-Луис.

Основными музыкантами, осуществившими урбанизацию блюзового фортепиано, как и блюза вообще, были Big Maceo Merriweather, Champion Jack Dupree, Sunnyland Slim, Jimmy Yancey. Заметным элементом свинга и музыки биг-бэндов были буги-вуги, и пианисты этого стиля, взрощенные на блюзе, такие как Meade Lux Lewis, Albert Ammons, Pete Johnson, своим творчеством еще более способствовали сближению блюза с джазом.

В период электрификации блюза в 40-50-е годы в Чикаго и других городах, гитара и гармоника занимали ведущее место в ансамбле. Однако, другая картина наблюдалась на Западном побережье Америки, где джамп-блюз был особенно популярным с середины 40-х по середину 50-х годов. Его сочетание блюза и джаза было благодатной почвой для фортепиано, и среди лучших исполнителей джамп-блюза было несколько поющих пианистов, таких как Amos Milburn, Floyd Dixon, Camille Howard. Еще ряд пианистов Западного побережья внесли свой вклад исполнением ритм-энд-блюза с заметным влиянием баллад и госпелов - Charles Brown, Percy Mayfield, и в своем раннем творчестве - Ray Charles. Тонкие джазово-блюзовые взаимосвязи будут поддерживаться на протяжении 60-х и 70-х благодаря работе пианистов и органистов различных стилей - блюза, буги-вуги, соула, джаза, среди которых - Jimmy Smith, Big John Patton, Jimmy McGriff.

Фортепиано находилось место в классическом составе чикагского ритм-энд-блюза. Одним из таких исполнителей был Otis Spann, в течение продолжительного периода игравший с Muddy Waters. Прошло некоторое время, прежде чем Spann вышел из тени Muddy Waters и своими собственными записями заслужил статус одного из лучших блюзовых пианистов послевоенных лет. Другими заметными исполнителями на фортепиано на чикагской блюзовой сцене были Memphis Slim, Little Johnny Jones (своей мощной игрой делавший незаметным отсутствие ритм-гитары в группе Elmor James), Roosevelt Sykes и Johnnie Johnson, который, вероятно, более известен своим вкладом в рок-н-ролл в качестве пианиста Chuck Berry, с которым записал многие классические вещи.

За последние десятилетия среди блюзовых пианистов было гораздо меньше певцов-звезд по сравнению с временами 50-60-летней давности. Луизиана дала Америке и миру немало великолепных блюзовых пианистов: Professor Longhair, James Booker, Katie Webster - их манера игры отличается большой оригинальностью. Такие пианисты, как Pinetop Perkins и Memphis Slim своей исполнительской деятельностью поддерживали традиции старой школы фортепиано в блюзе, много гастролируя уже в 70-е годы. Благодаря всем этим музыкантам, фортепиано и по сей день является необходимым инструментом во многих блюзовых составах, и скорее всего, сохранит в них свое место и в будущем.

Рекомендуемые альбомы блюзовых пианистов:

Cow Cow Davenport "Alabama Strut" (Magpie)
Roosevelt Sykes "Roosevelt Sykes 1929-41" (Story of Blues)
Leroy Carr "Naptown Blues" (Yazoo)
Albert Ammons "King of Boogie Woogie" 1939-49 (Blues Classics)
Meade Lux Lewis "Complete Blue Note Recordings" (Mosaic)
Jimmy Yancey "Vol.1, 1939-40 (Document)
Big Maceo "King of Chicago Blues Piano" Vol. 1&2 (Arhoolie)
Amos Milburn "Down the Road Apiece: The Best of Amos Milburn (EMI)
Floyd Dixon "Marshall Texas Is My Home" (Specialty)
Camille Howard "Vol. 1: Rock Me Daddy" (Specialty)
Sunnyland Slim "Sunnyland Slim" (Flyright)
Otis Spann "Otis Spann Is the Blues" (Candid)
Professor Longhair "Fess: Professor Longhair Anthology" (Rhino)
James Booker "New Orleans Piano Wizard: Live!" (Rounder)
Memphis Slim "Rockin' the Blues" (Charly)

Niko Forum

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить

Вернуться в «Чтиво о блюзе»